Как увеличить словарный запас ребенка?

Возможно, ваш подрастающий ребенок уже довольно чисто произносит звуки, но вы замечаете, что словарный запас его невелик – предложения кратки, состоят преимущественно из глаголов и существительных, он затрудняется описать, что видит, и пересказать какое-то событие, ему легче выразить мысль жестами, чем словами. В таком случае вам надо позаботиться о целенаправленном развитии речи вашего ребенка.

Расширение словарного запаса будет происходить не только благодаря занятиям в детском саду или с логопедом, но и в повседневном общении в семье. Чаще беседуйте с ребенком, проявляя интерес к темам, которые для него актуальны, спрашивайте его мнение по поводу тех или иных событий, побуждайте оценить их, просите пересказать вам сказку, которую он услышал в садике, или мультик, который увидел по ТВ. Ваш живой интерес к рассказу ребенка поможет ему раскрепоститься и захотеть говорить.

Но вы можете использовать специальные упражнения для развития речевых навыков детей. Чтобы эти занятия были интересны, предлагайте их в форме игр, загадок, головоломок и так, чтобы малыш чувствовал, что вам хочется с ним поиграть.

Пусть ребенок тоже загадывает эти задания вам (ведь объем его знаний будет расширяться благодаря то информации, которую он получит от взрослых).

В эти игры можно играть вдвоем, всей семьей или в компании с другими детьми, устраивая занятные конкурсы. Однако позаботьтесь о том, чтобы каждый из детей мог почувствовать радость победы и в следующий раз захотел бы поиграть еще.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ



Рекомендуются для детей с 4-6 лет; каждая игра может быть предложена в более или менее сложной форме.

1. Скороговорки и чистоговорки не только занятны, но и помогают совершенствовать речевой аппарат. В чистоговорках «отрабатываются» проблемные звуки («Шесть мышат в камышах шуршат», «Проворонила ворона вороненка»)


2. Подбери определение. Это упражнение увеличивает объем прилагательных в общем словарном запасе. Можно начинать с предмета, который ребенок рассматривает. Например, спросите: «МЯЧ какой?». Похвалите за ответ. Помогите. Попросите, чтобы ребенок загадал предмет вам, и дайте несколько его определений. Время от времени повторяйте задания, чтобы оценить, как ребенок запоминает названные вами слова. Потом поиграйте в игру наоборот: назовите определение или характеристику и спросите, к каким предметам они подходят («Про что можно сказать: «мягкое», «твердое и тяжелое»)


3. Отгадай, что это? Это вариант предыдущего задания, однако дается более развернутое определение («Это необычная обувь, которую можно надевать зимой, к ее подошве прикреплены специальные металлические полоски, это спортивная обувь. Отгадайте, что это?»). Важно, чтобы сам ребенок пробовал давать определения – это учит формулировать мысли. Если ребенок уже читает, попробуйте таким образом составлять простые кроссворды.


4. Подскажи словечко-рифму. Попробуйте рифмовать пары слов или фраз ( «мышка-миска», «лягушка – подушка»)


5. Что относится к этой группе? Взрослый называет обобщающее видовое понятие, ребенок – предметы, которые принадлежат к этому виду («Дерево – береза, дуб….»). Посоревнуйтесь, кто из детей назовет больше. Другая форма этого задания – игра с мячом, известная взрослым из собственного детства: «Я знаю пять имен девочек:….». Координация движений детей 5-6-летнего возраста уже позволит перечислять слова, одновременно ритмично ударяя мяч о землю в такт каждому произносимому слову. Если ребенок не успевает вспомнить следующее слово к новому удару мячиком, то в игру вступает следующий игрок.

6. Аналогии – упражнение обогащает словарный запас, представления об окружающем мире, развивает мышление. Спросите у ребенка, как правильно закончить фразу: «Из яблока – яблочный, из яйца - …», «У собаки будка, у белки - …».

7. Чем не похожи и похожи? Умение сравнивать тренирует навыки выражения собственных мыслей и логические способности («Чем непохожи и похожи: лед и снег; лед и стекло; снег и вата..?»)


8. Назови лишнее слово. Эта игра также развивает мышление и речь. Среди предметов, относящихся к одной группе, попросите назвать «чужой». Ребенок называет, что лишнее, и обосновывает, почему же он не подходит к остальным.





9. Скажи наоборот. Назовите какое-нибудь определение. Ребенок догадывается, как сказать наоборот («светлый - темный, медленный - …, горячий - …»).


10. Закончи предложение. Ребенок отыскивает соответствующее слово. Чтобы дополнить фразу («Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим…»


11. Подбор антонимов. Это соединение предыдущих двух заданий – предложение надо завершить, найдя по смыслу противоположное определение («Зимой ветер холодный, северный, а летом…»).

12. Подбери родственные слова. Кто больше однокоренных слов вспомнит («Булка – булочка – булочная – булочник»).

13. Назови ласково. Придумывайте, как можно уменьшительно-ласкательно сказать какое-нибудь слово («Лошадь – лошадка, лошаденка, лошадушка…»).

14. Попробуйте сочинять вместе сказку: «Я начну, ты продолжай».

15. Эхо. Начните учить стихотворение вместе: взрослый читает по строчке, ребенок повторяет за ним «эхом» - таким образом ребенок учится выразительно рассказывать стихи, тренируется сосредотачивать внимание.

16. Рассмотри в подзорную трубу. Предложите ребенку свернуть ладошку в «подзорную трубу» и рассмотреть через нее какую-нибудь картину, репродукцию с расстояния не менее метра и рассказать, что он видит. Взгляд через кулачек выхватывает отдельные детали изображения, помогая сосредоточить внимание на конкретном моменте. («Я вижу коня, он стоит в высокой траве, одну ногу он поднял, ветер развивает его лохматую гриву…»). Это задание достаточно сложно для детей с малым словарным запасом, поэтому подбадривайте ребенка, помогайте.

17. Цепочка. Аналог игры в «Города» - каждое новое слово начинается с той буквы, на которую закончилось предыдущее, но тематика слов неограниченна, можно называть любые существительные.

18. Рассмотрите вместе какую-нибудь сюжетную картинку, побуждающую к рассуждению. Обсудите «проблемные вопросы»; ребенок должен установить определенные логические взаимосвязи (например, почему у мамы бывают грустные глаза; почему заплакал малыш…). Можно обсудить и какую-нибудь прочитанную историю.

Составь слова. Если ребенок умеет немного читать и писать, предложите из ограниченного набора букв (или из длинного слова) сложить как можно больше новых слов.