Юные исследователи

Домашняя лаборатория

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

    1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

    2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

    3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

    4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

    5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста

 Спрятанная картина

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

    Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге

    Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Почему?   Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

 Мыльные пузыри

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

    Наполовину наполните чашку жидким мылом.

    Доверху налейте чашку водой и размешайте.

    Окуните соломинку в мыльный раствор.

    Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему?   Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

ПАМЯТКА ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ,

участвующих  в проекте

Для успешных занятий исследовательской и проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

* желание самого ребёнка;

* благоприятная среда;

* грамотный доброжелательный помощник-взрослый (воспитатель, родитель).

Участие в проектной и исследовательской деятельности  – сложный труд и для ребёнка, и для родителя. Исследование или проект подразумевает самостоятельную деятельность ребёнка, однако задача родителя - знать суть этой деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.

Уважаемые родители! ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими–такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".

Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Выполнение проектной или исследовательской работы предусматривает несколько последовательных этапов:

Выбор темы исследования или проекта.

Выдвижение первоначальных идей.

Выбор лучшей идеи.

Планирование исследовательской или проектной

деятельности.

Оценка и самооценка исследования или проекта.

Презентация проекта

Как работать с ребенком:

  • помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
  • записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбцы или помочь ребенку зарисовать;
  • помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор;
  • от родителя может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта;
  • помочь спланировать работу с учётом занятости ребёнка. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определении сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания ребёнка. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы;
  • обсудить, что может сделать сам ребёнок, без Вашей помощи;
  • помочь найти возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой;
  • помочь ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помочь сориентироваться в книжных магазинах при поиске источников дополнительной информации по теме проекта или исследования. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.
  • По результатам выполнения работы готовится публичная презентация. На этом этапе желательно помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребёнка перед выступлением.

 

Темой работы может стать любая актуальная проблема, заинтересовавшая ребенка.

На защите исследования, проекта работу представляет ребенок.

Родители, воспитатели, консультанты могут помогать в защите работы.